Узел сцепления входит в конструкцию абсолютно всех автомобилей, независимо от вида коробки передач. Относится к системе трансмиссии. Основная функция – соединение ДВС и КП, передача энергии вращения или её отключение при нажатой педали. На машинах с полностью роботизированным управлением срабатывание происходит автоматически, без участия водителя.
Когда педаль не нажата, оно всегда включено. Нажимной диск находится в прямом контакте с ведомым. Он, в свою очередь, прижат к маховику коленвала двигателя и передаёт крутящий момент первичному валу КП.
Затем водитель выжимает педаль, усилие передаётся на вилку. Далее, через выжимной подшипник, на лепестки корзины, которые прижимаются к маховику. В результате этого происходит его разъединение с диском. Теперь соединение между ДВС и КП заблокировано. Передача вращения прекращается. Колёса крутятся независимо от мотора.
Основным элементом в узле является корзина. Она представляет собой ведущий (нажимной) диск, прикрытый кожухом, который болтами прикручен к маховику двигателя. К кожуху также прикреплена диафрагменная пружина, соединяющая нажимной и ведомый диски. По её окружности располагается ряд лопастей. Именно они регулируют сцепление-расцепление нажимного диска с маховиком вала ДВС. Ведомый диск вставлен внутри корзины и соединён с первичным валом КП выжимным подшипником. Это и есть однодисковое сцепление, которое применяется сейчас на всех легковых автомобилях.
Корзины бывают нажимного или вытяжного типа. Нажимные наиболее популярны. В этом случае лепестки корзины приближаются к маховику. Вытяжной принцип работает, перемещая лопасти от маховика. Эта конструкция меньше размером и используется для экономии подкапотного пространства.
Обычно узел сцепления рассчитан на 100 тысяч км. пробега. В случае роботизированного управления он сокращается до 60 тыс. км. Важно уметь правильно пользоваться этим механизмом, отпускать педаль плавно и полностью. При бережной эксплуатации, исключающей резкие старты, разгон с высоких оборотов и пробуксовки, его срок службы может быть значительно увеличен.