Коробка переключения передач – это сложный узел автомобильной трансмиссии. Через неё осуществляется трансляция крутящего момента и скорости вращения от коленчатого вала двигателя к ведущим колёсам. А также происходит разрыв этой связи во время стоянки или движения накатом. За несколько последних лет он был существенно модернизирован и улучшен.
В базовый состав механической КП (МКПП) входит:
Механическая КП бывает четырёх, пяти (наиболее популярные) или шестиступенчатой. А также различается по количеству валов. Двухвальные ставят на переднеприводные легковые автомобили, трехвальные – на заднеприводные и грузовые.
Усложнённый вариант МКПП представляет роботизированная или автоматическая коробка переключения передач (АКПП). Она может быть полностью на компьютерном управлении или с возможностью ручного выбора скорости. В случае полуавтоматического варианта используются системы типтроник (Porsche) или стептроник (BMW). Также имеется возможность выбора стиля вождения, например: экономичный, спортивный или зимний.
1. Гидравлическая. Были созданы на основе МКПП и поначалу управлялись механически, без электроники. Но постепенно усложнялись и перешли на автоматический компьютерный контроль. Наиболее популярны гидравлические полуавтоматы. Крутящий момент от мотора к колёсам передаётся посредством двух турбин, заполненных рабочей жидкостью.
Механизм МКПП дополнен следующими деталями:
Последние модели усовершенствованы двумя дисками сцепления для управления чётными и нечётными передачами. Это даёт мягкую перемену скорости, без толчков. Из-за высокой стоимости пока не стал общедоступным.
Систему управления можно разделить на три этапа: формирование сигнала, аналитика и исполнение. При применении гидравлической модели все эти этапы осуществляет именно гидравлика, путём перемены давления в системе.
Если же речь идёт об электронной АКПП, то все запросы создаются компьютером. Далее электронный блок управления принимает решение, и только в конце цикла, на этапе исполнения, применяется гидравлическая сила. Использование компьютера делает систему регулирования более гибкой и точной, наилучшим образом согласованной с дорожной обстановкой.
2. Вариаторная трансмиссия. Отличается отсутствием ступеней при передаче крутящего момента. Изменение скорости происходит плавно во всём диапазоне. Бывают автоматические и полуавтоматические, имитирующие фазы переключения скорости при ручном управлении. При этом водитель только нажимает на рычаг, а выбор передачи осуществляется автоматом. Бывает клиноременной, цепной или тороидный, имеющий два клиновидных элемента.
Конструкция АКПП с гидротрансформатором дополняется следующими деталями:
Для городского режима вождения вариаторная система будет лучшим выбором. Для поездок за город и на дальние расстояния предпочтительнее гидравлика полуавтомат. Любителям быстрой езды можно посоветовать компьютерный гидравлический автомат. А механика остаётся незаменимой в сложных дорожных условиях, например, в горах и на бездорожье.
Метки: акпп, коробка передач, КП, мкпп