Menu

Коробка переключения передач


Коробка переключения передач
0 Comments

Коробка переключения передач – это сложный узел автомобильной трансмиссии. Через неё осуществляется трансляция крутящего момента и скорости вращения от коленчатого вала двигателя к ведущим колёсам. А также происходит разрыв этой связи во время стоянки или движения накатом. За несколько последних лет он был существенно модернизирован и улучшен.

В базовый состав механической КП (МКПП) входит:

  • Картер. Корпус, в который помещён механизм.
  • Редуктор. Передаёт вращение и меняет его частоту. Состоит из шестерней и валов. Один вал ведущий, остальные – ведомые. Может иметь различные типы сопряжения, например: параллельный, цилиндрический, винтовой.
  • Сцепление. Отключает передачу крутящего момента. При выжатой педали сцепления двигатель и колёса работают не зависимо друг от друга.
  • Синхронизаторы. Обеспечивают плавное переключение скорости, уравнивая угловые силы движения шестерёнок. Обеспечивают более бережный режим эксплуатации, снижают шум.
  • Трансмиссионное масло. Уменьшает нагрузку трения шестерней.
  • Рычаг. Выведен в салон автомобиля. Имеет замковый механизм, не дающий включаться двум режимам одновременно. И блокировочный, не допускающий произвольного выключения.

Механическая КП бывает четырёх, пяти (наиболее популярные) или шестиступенчатой. А также различается по количеству валов. Двухвальные ставят на переднеприводные легковые автомобили, трехвальные – на заднеприводные и грузовые.

Усложнённый вариант МКПП представляет роботизированная или автоматическая коробка переключения передач (АКПП). Она может быть полностью на компьютерном управлении или с возможностью ручного выбора скорости. В случае полуавтоматического варианта используются системы типтроник (Porsche) или стептроник (BMW). Также имеется возможность выбора стиля вождения, например: экономичный, спортивный или зимний.

АКПП бывает двух видов

1. Гидравлическая. Были созданы на основе МКПП и поначалу управлялись механически, без электроники. Но постепенно усложнялись и перешли на автоматический компьютерный контроль. Наиболее популярны гидравлические полуавтоматы. Крутящий момент от мотора к колёсам передаётся посредством двух турбин, заполненных рабочей жидкостью.

Механизм МКПП дополнен следующими деталями:

  • Гидротрансформатор. Выполняет роль сцепления. Включает насосное колесо, турбину и реактор.
  • Фрикционные диски.
  • Тормозная лента.
  • Насос, поддон, клапанная пробка.
  • Редуктор планетарного типа.

Последние модели усовершенствованы двумя дисками сцепления для управления чётными и нечётными передачами. Это даёт мягкую перемену скорости, без толчков. Из-за высокой стоимости пока не стал общедоступным.

Отличия в устройстве полностью автоматизированной КП и полуавтомата

Систему управления можно разделить на три этапа: формирование сигнала, аналитика и исполнение. При применении гидравлической модели все эти этапы осуществляет именно гидравлика, путём перемены давления в системе.

Если же речь идёт об электронной АКПП, то все запросы создаются компьютером. Далее электронный блок управления принимает решение, и только в конце цикла, на этапе исполнения, применяется гидравлическая сила. Использование компьютера делает систему регулирования более гибкой и точной, наилучшим образом согласованной с дорожной обстановкой.   

2. Вариаторная трансмиссия. Отличается отсутствием ступеней при передаче крутящего момента. Изменение скорости происходит плавно во всём диапазоне. Бывают автоматические и полуавтоматические, имитирующие фазы переключения скорости при ручном управлении. При этом водитель только нажимает на рычаг, а выбор передачи осуществляется автоматом. Бывает клиноременной, цепной или тороидный, имеющий два клиновидных элемента.

Конструкция АКПП с гидротрансформатором дополняется следующими деталями:

  • Клиновидный ремень.
  • Раздвижные шкивы.
Выводы

Для городского режима вождения вариаторная система будет лучшим выбором. Для поездок за город и на дальние расстояния предпочтительнее гидравлика полуавтомат. Любителям быстрой езды можно посоветовать компьютерный гидравлический автомат. А механика остаётся незаменимой в сложных дорожных условиях, например, в горах и на бездорожье.

Метки: , , ,

Добавить комментарий