Menu

Узел сцепления


Узел сцепления
0 Comments

Узел сцепления входит в конструкцию абсолютно всех автомобилей, независимо от вида коробки передач. Относится к системе трансмиссии. Основная функция – соединение ДВС и КП, передача энергии вращения или её отключение при нажатой педали. На машинах с полностью роботизированным управлением срабатывание происходит автоматически, без участия водителя.

В общих чертах устройство состоит из следующих деталей
  • Педаль в салоне автомобиля.
  • Вилка – рычаг с двумя выступающими частями, через которую усилие передаётся на подшипник.
  • Выжимной подшипник – расположен на оси вращения, воздействует на лопасти пружины.
  • Пластинчатые внутренние пружины.
  • Диафрагма – пружина с лепестками по окружности.
  • Опорные кольца.
  • Корзина – нажимной диск в кожухе.
  • Ведомый диск – имеет фрикционные накладки, фиксирующие первичный вал коробки передач.
Принцип срабатывания:

Когда педаль не нажата, оно всегда включено. Нажимной диск находится в прямом контакте с ведомым. Он, в свою очередь, прижат к маховику коленвала двигателя и передаёт крутящий момент первичному валу КП.

Затем водитель выжимает педаль, усилие передаётся на вилку. Далее, через выжимной подшипник, на лепестки корзины, которые прижимаются к маховику. В результате этого происходит его разъединение с диском. Теперь соединение между ДВС и КП заблокировано. Передача вращения прекращается. Колёса крутятся независимо от мотора.

Корзина сцепления

Основным элементом в узле является корзина. Она представляет собой ведущий (нажимной) диск, прикрытый кожухом, который болтами прикручен к маховику двигателя. К кожуху также прикреплена диафрагменная пружина, соединяющая нажимной и ведомый диски. По её окружности располагается ряд лопастей. Именно они регулируют сцепление-расцепление нажимного диска с маховиком вала ДВС. Ведомый диск вставлен внутри корзины и соединён с первичным валом КП выжимным подшипником. Это и есть однодисковое сцепление, которое применяется сейчас на всех легковых автомобилях.

Корзины бывают нажимного или вытяжного типа. Нажимные наиболее популярны. В этом случае лепестки корзины приближаются к маховику. Вытяжной принцип работает, перемещая лопасти от маховика. Эта конструкция меньше размером и используется для экономии подкапотного пространства.    

Сцепление бывает 3-х видов
  1. Механическое (фрикционное) – работает за счёт силы трения. В свою очередь, бывает мокрое, с применением жидкости или сухое. По количеству дисков тоже могут быть варианты от 1 до 3-х и более. Самый распространённый вариант – сухое однодисковое, в силу своей простоты и надёжности.
  2. Гидравлическое – где применяется давление жидкости.
  3. Пневматическое (электромагнитное) – управляется магнитным полем.
Как продлить жизнь сцепления

Обычно узел сцепления рассчитан на 100 тысяч км. пробега. В случае роботизированного управления он сокращается до 60 тыс. км. Важно уметь правильно пользоваться этим механизмом, отпускать педаль плавно и полностью. При бережной эксплуатации, исключающей резкие старты, разгон с высоких оборотов и пробуксовки, его срок службы может быть значительно увеличен.

Метки: ,

Добавить комментарий