Menu

Система смазки деталей ДВС (ССД)


Система смазки деталей ДВС (ССД)
0 Comments

Система смазки деталей ДВС выполняет несколько функций, необходимых для нормальной работы мотора.

  • Прежде всего, это смягчение трения между взаимодействующими частями, такими, как подшипники, опоры, кулаки распределительного и коленчатого валов, цилиндры и поршни. При этом, благодаря вязким свойствам масла, необходимая плотность сопряжения сохраняется.
  • Также смазка, проходя через систему охлаждения, остывает само и помогает отводить тепло от работающего двигателя, не допуская его перегрева.
  • Обрабатывая все детали, удаляет с них продукты износа. К ним относится абразивная пыль, результаты окисления и коррозии, нагар.
ССД интегрирована в конструкцию ДВС и состоит из следующих элементов
  • Заливная горловина с крышкой. Располагается под капотом на двигателе.
  • Поддон картера со сливной пробкой. Находится внизу мотора. Туда стекает прошедшее полный цикл масло. Иногда в нём устанавливается магнит для притягивания металлической стружки и абразивных частиц, образовавшихся в результате трения. Для поддержания смазки в пригодном состоянии достаточно просто периодически снимать и очищать поддон. При этом делать и долив для сохранения нужного уровня.
  • Маслозаборник – короткая труба, оснащённая металлической сеточкой для отсеивания крупных частиц.
  • Фильтр тонкой очистки стоит перед насосом и окончательно удаляет все загрязнения. Менять его рекомендуется раз в год или каждые 15 тысяч км.
  • Помпа включается в работу одновременно с запуском двигателя. Сразу начинает всасывать прошедшее очистку масло и отправляет его дальше по системе. Создаёт необходимое рабочее давление.
  • Следующий этап – радиатор. Охлаждающая жидкость, залитая в радиатор, понижает температуру смазки, которое способствует отводу тепла от ДВС.
  • Далее масло по магистральным трубкам и каналам поступает в двигатель и выполняет функцию смазки. Магистраль высокого давления нагнетает его в систему, низкого – возвращает в помпу.
  • Подача регулируется клапанами. Они помогают поддерживать нужное количество смазки и давление.
  • Распрыскивание осуществляют форсунки или инжекторы.
  • Данные о состоянии системы передаются на панель управления специальными датчиками.
Устройство подачи масла

Так как детали ДВС работают в различных режимах, они требуют разного количества масла. Поэтому способы его подачи в систему отличаются. В современных автомобилях применяется комбинированный метод. Самые важные узлы, испытывающие наибольшие нагрузки трения – это подшипники, коленвал и распредвал. На них смазка впрыскивается под давлением из центрального канала. А к остальным деталям, таким, как ГРМ, стенки камеры сгорания, поршни и сопряжённые с ними элементы, оно попадает путём естественного разбрызгивания под действием центробежной силы вращающихся деталей. В двигателе создаётся как бы масляный туман, обволакивающий все внутреннее пространство.  

Различия картеров
  1. По типу вентиляции. Продукты сгорания в виде газов выводятся прямо в атмосферу через специальный клапан – сапун. Либо направляются в цилиндры на догорание – это замкнутая система, она более предпочтительна для экологии.   
  2. По типу сбора масла – сухой или мокрый. В системе с мокрым картером запас масла содержится в поддоне. Во втором случае оно находится в отдельном бачке, после прохождения цикла стекает в поддон, а затем насосом перекачивается обратно в бак. Это предотвращает плескание и вспенивание, а также утечку. Такая конструкция позволяет уменьшить габариты нижней части двигателя, но в целом утяжеляет автомобиль за счёт механизма и большего заправочного объёма. Сухой картер чаще всего применяется у спорткаров и некоторых внедорожников.
Система смазки деталей ДВС и её обслуживание

О состоянии смазочной системы водителю сообщают датчики, выведенные на приборную панель. Если есть проблемы с увеличением его расхода или с понижением давления, загорается соответствующая лампочка. Важно не оставлять эти сигналы без внимания, а оперативно выявить их причину. Это могут быть как не значительные ошибки, например, плохая фиксация фильтра или вышедший из строя датчик, так и серьёзные неполадки, типа поломки насоса или ГРМ.   

Общие рекомендации

В холодное время года масло становится вязким, поэтому перед поездкой надо прогревать двигатель. Для обеспечения нормальной работы ССД необходимо проводить систематическую замену фильтра. Периодически делать долив до нужного уровня, а когда ресурс полностью отработан, заливать свежее. Частота этих операций указана в инструкции по эксплуатации для каждого автомобиля.

Метки: , , , ,

Добавить комментарий