Датчики износа тормозных колодок показывают вам, насколько стёрто фрикционное покрытие. Тормоза работают в достаточно агрессивных условиях даже при вальяжном стиле езды. У водителей с разной манерой торможения износ будет разным. Накладки, не содержащие в феродо металл, стачиваются быстрее, но тормозят более мягко и плавно.
Тормозная система открыта для воздействия погодных условий и эксплуатируется в режиме резких перепадов температуры. Имеет значение и фрикционный материал. Он бывает более или менее мягкий, с разным содержанием металла. Сам металл тоже может быть различным. Используют сплавы железа, меди, алюминия. При торможении детали сильно нагреваются из-за трения и должны выдерживать колоссальные нагрузки. У любителей скоростной езды она возрастает в разы.
Проверка состояния тормозной системы рекомендуется каждые 20-40 тысяч км пробега. Фрикционный слой у новых колодок обычно около 10 мм. Когда он стачивается, и толщина уменьшается до 5 мм, накладка быстрее перегревается, перенимая температуру от ротора. Это ухудшает качество торможения и ускоряет их износ. Если остаётся всего 2 мм, это уже опасно. В результате перегрева может начаться плавление и прихватывание металлической пластины к диску или расслаивание феродо.
Скрипуны используются только на дисковых тормозах. При попадании мусора между скобкой и диском тоже может появиться скрип, дезинформирующий водителя. Крепление у скрипуна должно быть супернадёжным, иначе он отвалится и может повредить другие детали. На современных автомобилях они уже не используются.
Срабатывание происходит, когда стирается фрикционный слой и перетирается проводок датчика. Происходит разрыв цепи, контакт теряется и загорается жёлтая или оранжевая лампочка на приборной панели. Этот же указатель может загореться, когда понизился уровень тормозной жидкости в бачке. В этом случае можно просто замерить уровень щупом и долить до нужного. При этом обратите внимание и на колодки, возможно, жидкости стало не хватать потому что они стали тоньше.
Слабое место электронных датчиков в тонких проводах и незащищённости разъёмов. Попадание воды или мусора может привести к их окислению и замыканию, что приведёт к ложному сигналу. Если же провод просто оборвётся, датчик сработает как механический. Начнёт царапать диск и скрипеть.
Исходя из перечисленных вероятных возможностей, отслеживание пробега и визуальный контроль состояния колодок никто не отменяет. Регулярно проверяйте тормозную систему вашего автомобиля, вовремя устраняйте неполадки, и ваше вождение будет безопасным.