Menu

Автомобильный каталитический нейтрализатор


Автомобильный каталитический нейтрализатор
0 Comments

Автомобильный каталитический нейтрализатор. Рассмотрим эту деталь, её предназначение и необходимость применения в современных автомобилях. А также способы устранения её неисправности. Упрощённое название – катализатор.

Из истории

Применение принципа каталитической очистки началось в Европейской промышленности ещё в 80-х годах. Первый стандарт для содержания вредных примесей в выхлопах автомобильных газов был принят в 1988 году. Затем шло постепенное ужесточение норм. В 1995 году был принят новый регламент Евро-2 и одной перенастройки топливной системы стало не хватать. Началась эра специальной очистки выхлопных газов, и автомобильный каталитический нейтрализатор нашёл применение на всех современных моделях авто. С 2015 года действует класс экологической безопасности Евро-6. Во всех цивилизованных странах он соблюдается в обязательном порядке.

Устройство прибора

Автомобильный каталитический нейтрализатор расположен сразу за выпускным коллектором в начале выхлопной трубы. Основная функция – очищение отработанных газов. Фактически представляет собой утолщённую трубу, внутри состоящую из множества керамических каналов диаметром 2 мм, похожих на глубокие соты. Внутри ячеек тонким слоем распределён каталитически активный материал. Он имеет сложный состав. Здесь присутствует оксиды алюминия, церия и редкоземельные стабилизаторы: платина, палладий, родий. Проходя через этот фильтр, вода и окиси углерода и азота претерпевают несколько химических реакций и в результате распадаются на более нейтральные и менее вредные элементы: воду, углекислый газ и азот. Между телом и корпусом катализатора проложен слой минеральной ваты.

Почему в наше время некоторые автовладельцы предпочитают не использовать эту систему очистки?

Здесь всё просто. Любая деталь имеет свой срок службы. Когда механизм окончательно засоряется и выходит из строя его просто снимают и не меняют на новый. Поступают так чаще всего из соображений экономии. Тем более что существует не регламентированный, но более дешевый способ очистки. И вместо катализатора к глушителю приваривают пламегаситель. Это зауженная полая труба с перфорацией. Она замедляет скорость выхлопов и остужает их. Как вариант иногда вместо него ставят стронгер. Это тоже труба, но не с отверстиями, а с металлической тёркой внутри. Суть работы та же, но больше шума.

Подобная «оптимизация» как правило относится к автомобилям с солидным пробегом. Эта запчасть рассчитана на долгую службу – не менее 150 тысяч км, а иногда даже более 500. Беспокоиться раньше времени нет смысла, так как даже неисправный катализатор ничем навредить двигателю не может. Вопреки расхожему мнению попадание частичек раскрошившейся керамики в ДВС невозможно. Потому что выпускные клапаны работают только под давлением, исключающим поток пыли во встречном направлении. В принципе с повреждённым катализатором ездить можно. Будут лишь не большие проблемы с запуском мотора и упадёт сила тяги.      

Во всяком случае любые кустарные переделки влекут за собой ошибки в работе бортового компьютера. Блок управления перестаёт понимать, сколько бензина надо подавать в цилиндры. Ведь второй кислородный датчик будет выдавать показатели, идентичные первому. В результате ЭБУ запутается и не сможет правильно приготовить топливовоздушную смесь. Исправить ситуацию можно двумя способами:

  1. Перепрошить компьютер.
  2. Установить на второй датчик обманку.

Обманка на лямбда зонд может быть в виде металлической спирали, рассеивающей газы перед их поступлением в датчик. Либо это может быть миниатюрный фильтр – аналог каталитического материала.

Оба варианта чреваты:
  • невозможностью честно пройти техосмотр,
  • потерей гарантии на двигатель,
  • не возможностью выезда на машине за границу (большие штрафы),
  • сильным запахом и чёрной копотью во время запуска и езды на малых оборотах.

Хорошим вариантом в случае выхода нейтрализатора из строя будет его замена на более дешевый ремонтный каталитический блок. Он устанавливается вместо катализатора или внутрь его очищенного корпуса. Эта альтернатива состоит полностью из железа с напылением драгметаллов. Конструкция, полностью удовлетворяет всем требованиям и долговечна в использовании. К тому же по стоимости будет гораздо меньше оригинала.

Наряду с радикальными мерами есть и более щадящий способ привести в порядок выхлопную систему. Если внутри всё ещё не совсем плохо, некоторые автосервисы обещают отличный эффект после его очистки водородом. Промывка всего устройства вместе с двигателем происходит всего за час. В результате устраняются многие проблемы, а вы экономите свои деньги.   

Метки: , ,

Добавить комментарий