Автомобильные амортизаторы выполняют две важные функции:
Правильные амортики – это комфортная плавная езда и хорошее сцепление с дорожным покрытием.
В эволюционном плане их предшественниками были листовые рессоры. При увеличении скорости передвижения возникла необходимость в лучшей устойчивости, и для этого начали использовать пружины. Затем придумали фрикционные диски – демпферы. Эти конструкции закрепляли между рычагами, идущими от кузова и от подвески. Устройство имело ручное регулирование и быстро изнашивалось. В 20-х годах вместо дисков начали использовать специальную жидкость, перетекающую между двумя ёмкостями. Впускные – выпускные клапаны создавали нужное сопротивление смягчая ход.
После доработки система была усовершенствована и роль перемещателя жидкого масла стал играть поршень. Работая по принципу насоса механизм передавал амортизационным пружинам импульс, задающий амплитуду раскачивания. В последующие 30-е годы гидравлический телескопический амортизатор вытеснил все остальные разработки. Этот вид получил наибольшее распространение и используется до сих пор. Позднее по тому же принципу начали делать комбинированные амортизаторы с применением газа.
Регулируемые амортизаторы стали появляться в 50-е годы и сейчас используются на многих современных марках авто. Электронное оснащение машины самостоятельно анализирует дорожное покрытие и динамику движения, устанавливая оптимальный режим амортизации. Смена жёсткости достигается работой электромагнитных перепускных клапанов или воздействием электромагнитного поля, меняющего силу сопротивления за счёт изменения плотности (вязкости) масла.
Последним словом техники для улучшения плавности передвижения на данный момент стала пневматическая подвеска. Элементами, заменяющими обычные автомобильные амортизаторы стали пневмобаллоны. Они изготавливаются из прочной резины и заполняются воздухом под давлением. Используются вместо металлических амортизационных пружин и выполняют их функцию с наибольшей мягкостью.
Напоследок определимся в разнице понятий амортизатор и стойка амортизатора. Первый представляет из себя цилиндрический масляный насос сам по себе как он есть. А стойка это уже узел, состоящий из нескольких элементов: амортизатора и надетой на него пружиной в комплекте с крепежом. Со сломанным амортизатором машина ехать сможет. Если сломана стойка – нет.
Метки: амортизаторы, пневматическая подвеска